Рамки (границы) изменения социального самочувствия весьма подвижны и, определяются, например, в настоящее время, возможностями самовыражения индивидов, групп, коллективов, социальных прослоек общества.
Сложность социологического изучения социального самочувствия заключается и в том, как уловить, и количественно выразить содержание эмоциональных состояний, как получить от каждого респондента сведения о его реальном самочувствии, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Дело в том, что всякая попытка человека дать рациональный отчет о своем самочувствии побуждает его согласовывать собственные показания с личными представлениями о жизни, с умонастроением, убежденностью, которые всегда связаны с социальной практикой, духовными запросами и устремлениями. [17, с. 106]
При исследовании социального самочувствия следует иметь в виду еще одно важное методологическое положение. Это то, что для выявления его содержания на эмпирическом уровне очень важно определить не столько оценку факта или явления, не столько выявить отношение к ним, а скорее представления о последствиях реализации, осуществления этих фактов и явлений, в основном краткосрочного и среднесрочного порядка, как для конкретного человека, так и для социальных групп и организаций. Именно осознание, упорядоченное или стихийное, возможных последствий является тем стрежневым направляющим компонентом, по которому можно судить о характере, степени влияния и других характеристиках социального самочувствия. Восприятие, представление людей о том, как скажутся на их будущем статусе происходящие изменения, какое значение они будут иметь в их жизни, и составляет один из методологических критериев при выработке конкретного инструментария для замера информации. [31]
В нашем исследование этим инструментарием выступила анкета. С ее помощью мы и пытались выявить восприятия и представления выпускников вузов о происходящих изменениях в их жизни, какое значение будут иметь в будущем все эти изменения. И главный вопрос, что ожидают выпускники вузов, принимая то или иное решение, и оправдываются ли эти ожидания.
Но что особо важно для методологии исследования социального самочувствия, это представление и понимание того, что оно выступает в настоящее время в виде нового группообразующего признака, по которому четко структурируются формы социальной консолидации. В период трансформации постсоветского общества не работают в полной мере (или практически не работают) прежние формы деления социально-классовой структуры — по отношению к формам собственности (тем более они во многом рыхлы и неопределенны), месту в системе общественного производства, формам распределения национального продукта. На наш взгляд, таким новым критерием, определяющим разделение общества по социальному самочувствию и соответственно ориентации на пути социально-экономического развития, выступает понимание и представление о социальной справедливости. [14, с. 8]
Рассмотрим состав понятия «самочувствие». Положенное в его основу понятие «чувства» согласно философскому словарю означает: переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, к их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств, как устойчивых длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). [15, с.895]
Психологический словарь дает такое определение понятию «чувства» — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.