Методологические основы изучения социального самочувствия.

Рамки (границы) изменения социального самочувствия весьма подвижны и, опреде­ляются, например, в настоящее время, возможностями самовыражения индивидов, групп, коллективов, социальных прослоек общества.

Сложность социологического изучения социального самочувствия заключается и в том, как уловить, и количественно выразить содержание эмоциональных состояний, как получить от каждого респондента сведения о его реальном самочувствии, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Дело в том, что всякая попытка человека дать рациональный отчет о своем самочувствии побуждает его согласовывать собственные показания с личными представлениями о жизни, с умонаст­роением, убежденностью, которые всегда связаны с социальной практикой, духовными запросами и устремлениями. [17, с. 106]

При исследовании социального самочувствия следует иметь в виду еще одно важ­ное методологическое положение. Это то, что для выявления его содержания на эмпири­ческом уровне очень важно определить не столько оценку факта или явления, не столько выявить отношение к ним, а скорее представления о последствиях реализации, осуществ­ления этих фактов и явлений, в основном краткосрочного и среднесрочного порядка, как для конкретного человека, так и для социальных групп и организаций. Именно осозна­ние, упорядоченное или стихийное, возможных последствий является тем стрежневым направляющим компонентом, по которому можно судить о характере, степени влияния и других характеристиках социального самочувствия. Восприятие, представление людей о том, как скажутся на их будущем статусе происходящие изменения, какое значение они будут иметь в их жизни, и составляет один из методологических критериев при выработке конкретного инструментария для замера информации. [31]

В нашем исследование этим инструментарием выступила анкета. С ее помощью мы и пытались выявить восприятия и представления выпускников вузов о происходящих изменениях в их жизни, какое значение будут иметь в будущем все эти изменения. И главный вопрос, что ожидают выпускники вузов, принимая то или иное решение, и оправдываются ли эти ожидания.

Но что особо важно для методологии исследования социального самочувствия, это представление и понимание того, что оно выступает в настоящее время в виде нового группообразующего признака, по которому четко структурируются формы социальной консолидации. В период трансформации постсоветского общества не работают в полной мере (или практически не работают) прежние формы деления социально-классовой струк­туры — по отношению к формам собственности (тем более они во многом рыхлы и нео­пределенны), месту в системе общественного производства, формам распределения на­ционального продукта. На наш взгляд, таким новым критерием, определяющим разделе­ние общества по социальному самочувствию и соответственно ориентации на пути соци­ально-экономического развития, выступает понимание и представление о социальной спра­ведливости. [14, с. 8]

Рассмотрим состав понятия «самочувствие». Положенное в его основу понятие «чувства» согласно философскому словарю означает: переживание человеком своего отно­шения к окружающей действительности (к людям, к их поступкам, к каким-либо явлени­ям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда на­зывают эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств, как устойчивых длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). [15, с.895]

Психологический словарь дает такое определение понятию «чувства» — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порож­даемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гне­ва, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняет­ся такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.